У каждого города своя душа, она формируется из множества деталей. Именно благодаря арт-объектам или паблик-арту преображается облик улиц, наполняется смыслом каждая трещинка на асфальте. А успешным и креативным можно назвать лишь тот город, в котором жители занимаются украшательством родных мест безвозмездно, ради любви.
Несмотря на то что паблик-арт для многих российских городов успел стать явлением привычным, у него до сих пор нет официального статуса. Нет у уличного искусства и общепринятого искусствоведческого статуса. Профессионалы до сих пор спорят о границах и смыслах понятий: стрит-арт, паблик-арт, арт-объект, искусство в городской среде.
Считается, что паблик-арт возник как явление в 1960-е — и именно как реакция на коммерциализацию искусства. Больше не нужно тратить лишнее время и деньги для «встречи с прекрасным» — вот оно, за углом: шутит, удивляет, будит фантазию, вступает в диалог. Есть и альтернативная версия, что родина уличного искусства — США, где местные власти решили таким образом завлечь обеспеченные слои общества из вылизанных элитных пригородов в урбанизированные районы. Так или иначе, паблик-арт был порожден инициативой сверху, и в мировой практике эта модель до сих пор наиболее распространена.
И так, Владимир.
Здесь есть не только редчайшие сооружения архитектуры, на которые стоит посмотреть, но и скульптурные работы художнику, провинциальным актёрам, аптекарю, шалопаю и … другим гражданам России, и даже предметам обихода.
На улице Георгиевской есть интересное здание, именуемое Старой аптекой. Оно было построено в XVIII веке. На первом этаже дома появилась первая в городе государственная аптека. Рядом с входом можно увидеть симпатичную скульптуру, изображающую аптекаря. Он стоит за прилавком, заставленным разнообразными баночками с лекарствами. Там можно разглядеть ступку для размельчения веществ, весы, небольшую гирю. Почему у аптекаря такой блестящий нос? Говорят, что если его потереть, можно навсегда избавиться от насморка. А прикосновение к крышке флакона и вовсе сулит удачу и долгую жизнь.
А неподалеку, на площадке с видом на окрестности и Успенский собор, расположен ещё один замечательный памятник – художнику. Он появился здесь в 2015 г. Прообразом бронзового живописца стал местный художник, Валерий Кокурин. Его пейзажи экспонировались в столице и за рубежом. Некоторые из работ и сейчас хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее.
По двум сторонам Георгиевской улицы, там, где начинается Владимирский спуск, установлены два объекта одной скульптурной композиции. Точнее даже назвать их «субъектами»: это филёр и шалопай. Когда-то район города называли «шалопаевкой», потому что рядом располагались Торговые ряды, где промышляли карманники и мелкие воришки. Полицейским приходилось присматривать за ними.
Филёр – это сыщик уголовно-сыскной полиции. Такая должность существовала на рубеже XIX–XX веков.
Такие специалисты, правда, чаще всего вели наблюдение не за юными «шалопаями», а за более серьезными преступниками и революционерами. В филёры обычно попадали малообразованные люди, поэтому наблюдение не было особо эффективным. Главный принцип, по которому человека отбирали на эту должность, – неприметная внешность.
В 2018 году возле областного театра драмы был установлен памятник провинциальным актёрам. Автор работы, опять же, Игорь Черноглазов. Поразительно, сколькими достойными памятниками скульптор украсил свой родной город! Актёры Счастливцев и Несчастливцев не просто так наделены говорящими фамилиями. Это персонажи из пьесы А.Н. Островского «Лес». А две прислонённые к камню маски символизируют главные жанры драматического произведения – комедию и трагедию.
Продолжение следует …
Источник: https://dzen.ru/