Многие наши соотечественники, которым повезло родиться и вырасти в советскую эпоху, часто с доброй улыбкой и тоской вспоминают то славное время.
Не только колбаса, но и водка была другой
Абсолютно всё было по-другому: население было постоянно обеспечено работой, пенсии у большинства были приблизительно равными, жильё было «за государственный» счёт, медицина и образование были доступными и бесплатными для всех, нормально было пообедать в столовой можно было на пару рублей, колбаса была другого качества и стоила сущие копейки (хотя это не совсем так). Да, и деревья для многих наших соотечественников тогда тоже были большими.
Иcтория создания бренда СТОЛИЧНАЯ (Stolichnaya)
Столичная (Stolichnaya) — одна из всемирно известных и старейших на рынке марок русской водки. Неотъемлемая часть русской культуры и имиджа страны. Широко популярна за границей, например, в Великобритании является самой распространенной маркой водки, опережая «Абсолют» и «Финляндию».
Для изготовления используется этиловый спирт из зернового сырья высшей очистки, подвергаемый длительной обработке активированным углем и специальной фильтрации. Для смягчения вкуса добавляется небольшое количество сахара (0,2 г на 100 мл). Автор рецептуры называется один — Виктор Григорьевич Свирида. Так, 1938 год называется в документе Палаты по патентным спорам Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), составленном в 2005 году в результате исследований, проведенных для выяснения спора о принадлежности товарного знака (бренда) «Столичная Stolichnaya».
В документе Палаты по патентным спорам есть интересные утверждения: «Этикетка водки «Stolichnaya Столичная» была разработана в 1938 году, и с 1941–1942 водка «Stolichnaya Столичная» выпускалась на ликеро-водочных заводах СССР с единой этикеткой и под единым названием». «Самое раннее из содержащихся в архивах подтверждение о производстве водки «Stolichnaya Столичная» относится к 1948 году». Встречающиеся годы создания — 1941 и 1948 — явно имеют «корни», тянущиеся из этого документа. 1951 год в просмотренных источниках встречался лишь один раз 1953 год упомянут лишь на сайте завода «Кристалл», где об истории завода сказано следующее: «В 1953 году на заводе была создана знаменитая водка «Столичная». Ее автором был винокур экстра-класса В.Г. Свирида.
Уже в 1954 году этот сорт получает международное признание: при проведении процедуры «слепого тестирования» водка «Столичная» победила знаменитую марку Smirnoff». Наиболее часто называемым годом создания является 1944-й. Эта дата, например, приведена в книге Л.Д. Мирошниченко «Энциклопедия алкоголя»: «Автором рецепта «Столичной» является В. Свирида, который разработал его в блокадном Ленинграде, как написано в служебном документе, «для снабжения высшего командного состава фронта и городских организаций». Та же дата называется и в статье в «Комсомольской правде» от 18 июня 1999 года.
Кто создал этикетку?
С авторством рисунка, помещенного на этикетку «Столичной», дело обстоит также запутанно. Здесь называют двоих: Андрея Борисовича Иогансона и Владимира Михайловича Яковлева. Сообщения, связанные с авторством первого, обычно сопровождаются оговоркой: «рассказывают», «говорят», «вроде бы» и т.п.
Единственным конкретным источником такой информации указывается только сын А.Б. Иогансона, скульптор и литератор Игорь Иогансон. Интересна и приписка, подчас сопутствующая сообщениям об авторстве Иогансона, — что он сделал рисунок этикетки за несколько минут, сидя за столиком кафе. Хотя это больше «по-парижски», однако вполне возможно. Здание гостиницы «Москва», а именно это творение архитектора А.В. Щусева изображено на этикетке «Столичной», в том ракурсе можно увидеть лишь с угла улицы Горького и проспекта Маркса (Тверской и Моховой соответственно — в настоящее время). А там располагалось популярное кафе при гостинице «Националь».
Авторство В.М. Яковлева никакими оговорками не сопровождается. Его, например, автором этикетки называет старейший сотрудник комбината «Союзпродоформление» художник Б.Н. Сенновский. Самое интересное, что авторами этикетки «Столичной» могли быть оба художника: и тот и другой много работали над плакатами, рекламирующими пищевую продукцию.
Важная находка
Первоначально этикетка при всей неброскости оформления выглядела эффектной. Изображение гостиницы, выполненное в серых тонах, позволяло разглядеть даже некоторые архитектурные элементы здания. Не менее эффектно на этикетке смотрелось название продукции. Надпись наискось, шрифтом, имитирующим написание «от руки», располагалась в две строки.
Годом начала экспорта «Столичной» называют 1972-й, 1969-й, 1960-й и обобщенно: начало 60-х. Большинство этих дат имеют под собой хотя и шаткое, но обоснование. В начале 1960-х на одной из американских выставок в Москве Н.С. Хрущева угостили «Пепси», и напиток ему вроде бы так понравился, что он предложил компании начать производство его в СССР в обмен на распространение русской водки в Штатах.
Никита Сергеевич действительно пробовал «Пепси», и производитель использовал данный факт, разместив фотографию тогдашнего советского лидера с этим напитком. Но американцы стали строить завод по производству «Пепси» в Новороссийске, а компания «Пепси Ко» стала дистрибьютором в США водки из СССР лишь по договору 1972 года. 1969 год — год создания ВТО«Союзплодоимпорт», занимавшегося поставкой водки за рубеж. Тогда же догадались впервые запатентовать торговую марку и этикетку, а заодно и рекламный слоган: «Только водка из России — настоящая русская водка». (Only vodka from Russia is genuine Russian vodka!). Эта компания вошла в историю мирового маркетинга, как одна из наиболее агрессивных и успешных.
Именно благодаря водке «Столичная» впервые «настоящая русская водка» возглавила самый престижный рейтинг мировых алкогольных брендов — 100 International Top Spirits Brands. Экспорт водки «Столичная» приносил СССР миллиардные прибыли. Однако ранее водку поставляла другая внешнеторговая организация, у которой новая организация просто взяла часть функций. 1960-й как год начала экспорта «Столичной» называется на сайте Самарского ликеро-водочного завода, причем подчеркивается, что «Столичная» производства СЛВЗ пошла за границу первой. (1960— Самарский Ликеро-Водочный Завод, тогда еще КЛВЗ, первым за всю историю СССР начинает экспорт водки в США!). В Америке пьют Stoly — «Столичную» водку!
За рубеж продавали только самую мягкую водку этой марки.
В результате она стала настоящим международным брендом СССР наряду с матрёшкой.
Источник: https://bogdan-63.livejournal.com/