Обережные куклы стали важной частью русской культуры еще в языческие времена. Считалось, что они помогают в переломные моменты жизни, берегут детей от болезней, а всю семью — от сглаза, ссор и завистников. Кукол создавали только женщины, и по особым правилам: лоскуты брали от ношеной одежды, ножницы и иголки не использовали, лиц куклам не рисовали — чтобы не вселился злой дух.
Свадебные обереги
Неразлучники на общей «руке» — обычно ее роль исполняла веточка — считались главным свадебным оберегом. Туловище невесты сворачивали из белого лоскутка, а юбку — из красной ткани. Ниткой намечали шею, повязывали платок и яркий передник. Жениха одевали в штаны, сапоги и красную рубаху. Красный цвет в одежде неразлучников служил пожеланием богатства, здоровья и счастья. После венчания их вешали под дугу упряжки, которая везла молодых домой, а потом помещали на видное место в комнате.
Свадебный каравай или пирог украшала «Роща» (иначе — «Мировое древо»). Основой парного оберега служила рогулька: на левой ее части помещали фигурку невесты, на правой — жениха. Общий «ствол» обозначал слияние двух родов в один.
Нередко невесте дарили на свадьбу пеленашку — куколку-младенца в пеленках. Создавала ее мать невесты или другая старшая родственница, но обязательно та, у которой уже есть дети: с оберегом она как бы передавала девушке свою материнскую силу. Пеленашку бережно хранили, а после рождения ребенка она переезжала в колыбель — для защиты младенца от злых духов и порчи.
Также дарили на свадьбу и десятиручку. Благодаря ей молодая жена должна была быстрее и легче справляться с домашними делами. Туловище десятиручки сворачивали из лыка, пеньки или соломы, ниткой намечали пять пар рук, а затем одевали «помощницу» в юбку и фартук из ярких лоскутков.
Кукла «Материнское благословение» состояла из трех фигурок: большой — матери — и двух маленьких, которые крепились к ее переднику и обозначали жениха с невестой. На свадьбе мать отрывала маленьких куколок от передника и дарила молодым вместе со своим благословением, а большую куклу оставляла себе. Этот обряд олицетворял уход девушки в новую семью.
Берегини семейного очага
Обережные куклы создавались и для повседневной жизни. Для защиты от разных невзгод, для изобилия и достатка в доме всегда хранили особых берегинь.
У входа в дом устанавливали столбушку с туловищем-столбиком. Считалось, что она не только отводит от семьи беду, но и отваживает незваных гостей, сплетников и завистников. Чтобы на все хватало сил и внимания, хозяйка создавала филипповку. Она отчасти напоминала десятиручку, но рук у нее было шесть, а голову покрывал платок, как у замужней. Иногда к одной из рук филипповки привязывали мешочек с монеткой. Считалось также, что эта кукла защищает невестку от придирок свекрови.
Зерновушка, или крупеничка, должна была принести в семью сытость и достаток, хороший урожай и приплод скота. Внутрь нее прятали мешочек с зерном, а самой куколке придавали пышные округлые формы.
За достаток в семье отвечала и другая куколка — крошечная хозяюшка-благополучница. Ее также называли домовушкой: на Руси верили, что она помогает договориться с домовым. Юбку благополучницы создавали в форме мешочка, а внутрь клали монетку. Такой оберег часто дарили друзьям и родственникам.
Кукла-перевертыш «День и ночь» означала смену времени суток. Она состояла из двух половинок — темной и светлой. Утром ее выворачивали светлой стороной наружу, а вечером — темной. Считалось, что дневная сторона помогает в хозяйственных делах, а ночная — обеспечивает здоровый и спокойный сон домочадцам.
Если хозяйка замечала, что в доме стало неладно: часто болеют дети, родные ссорятся — она проводила особый обряд и делала куклу-метлушку. Для этого маленький соломенный веник наряжали в рубашку, юбку и пестрый платок из лоскутов. Хозяйка тщательно убирала весь дом, затем брала метлушку и, начиная от углов к центру комнаты, сметала ею воображаемый мусор на тряпицу или бумажку. Всю «грязь» сжигали, а метлушку благодарили и прятали до следующего раза.
Источник: https://www.culture.ru/