Нефть-матушка не так уж и давно превратилась в икону российского экспорта. А в 1930-50-е годы эту роль с успехом выполняла черная икра и крабы.
Мы им — сибирские меха и черную икру, а они нам — югославские ботинки и венгерский горошек. Мы им — фотокамеры и часы, а они нам — магнитофоны и видеокассеты. Мы им — матрешек с балалайками, они нам — баночное пиво и эротическую литературу.
Первые свидетельства о добываемых в Каспийском море рыбах «равных дельфинам», об их чудесном вкусе принадлежат древнегреческим историкам Страбону и Полибию, жившим в первом и втором веках до нашей эры. В античном Риме блюда из осетровой рыбы могли себе позволить только аристократы. С XIII века появляется упоминание черной икры, которую привозили торговыми путями в Новгород. Черная икра стала любимым лакомством высокопоставленных особ и зарубежных послов еще во времена правления Ивана Грозного.
Черная икра неспроста называлась «русским золотом» Торговля данной деликатесной продукцией приносила баснословные барыши. В девятнадцатом веке передовым производителем данной продукции считалась компания «Братья Сапожниковы». Это предприятие организовал купец, в честь которого оно и получило название. Петр Сапожников положил начало экспорту из Астрахани черной икры. Великолепная осетровая икра в боченках и специальной упаковке рассылалась по странам Европы, Азии и Америки. Данная продукция пользовалась невероятно большой популярностью и не сдает свои позиции по сей день.
В довоенном СССР черная икра не была особенным деликатесом. «Во всем мире черная икра стоила очень дорого, — говорит доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории Юрий Жуков. — Зато у нас она стоила очень дешево. И любой человек, если не каждый день, то раз в месяц мог себе позволить приобрести банку черной икры».
Вовсе обыденным продуктом считалась красная икра. «Известны воспоминания Троцкого, где он пишет о первых годах советской власти, когда он переехал в Кремль, — говорит Павел Сюткин. — Те годы были не самые обильные в плане еды, но он отмечает, что вся его жизнь в эти годы в Кремле была окрашена красной икрой, которую они ели каждый день!».
В 20-е годы вовсе не нефть считалась «черным золотом» советской России. Пока нефтяные месторождения только разрабатывались, осетровые промыслы Каспия давно уже были налажены. Икра, как валютный товар, имела огромное значение. Можно, например, привести такие цифры: в 1929 году было экспортировано около 800 тонн черной икры на сумму 15 млн долларов. Это по тем ценам! Если это перевести по курсу в сегодняшний доллар, то получится около миллиарда долларов! Понятно, что для советской России, экономившей на всем, это были огромные деньги.
«После войны в пятидесятые годы с икрой проблем еще не было, — говорит профессор исторического факультета МПГУ Дмитрий Чураков. — Это позже, уже в 70-е годы появился дефицит. Официально черная икра стоила около четырех рублей за килограмм, но реально ее можно было купить только по 40 рублей за килограмм».
В то время черная икра полагалась как паек, военным летчикам, полярникам и подводникам. Немного направлялось на продажу внутри страны. И большая часть в обмен на такую нужную стране валюту. Экспорт икры становится мощной частью нашего внешнеторгового оборота.
«В шестидесятые и семидесятые годы на европейском рынке русская икра в металлических баночках действительно становится символом России — таким же, как русская водка», — говорит Павел Сюткин.
Источник: https://p-syutkin.livejournal.com/